Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
мальбранш никола
Энциклопедический словарь
Мальбра́нш Никола́ (Malebranche) (1638-1715), французский религиозный философ, один из главных представителей окказионализма. В 1659 вступил в конгрегацию ораторианцев, священник. Стремился сочетать картезианство с августиновской традицией христианской философии. В противоположность пантеизму Б. Спинозы утверждал, что мир существует в Боге. Основные сочинения: «Разыскания истины» (1674-1675); «Трактат о природе и благодати» (1680).
* * *
МАЛЬБРАНШ Никола - МАЛЬБРА́НШ (Malebranche) Никола (1638-1715), французский философ, один из главных представителей окказионализма. В противоположность пантеизму Б. Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт) утверждал, что мир существует в Боге. Основные сочинения «Разыскания истины» (1674-75).
Энциклопедия Кольера
МАЛЬБРАНШ Никола (Malebranche, Nicolas de) (1638-1715), французский философ. Родился в Париже 6 августа 1638 в семье секретаря Людовика XIII. В юности учился в Коллеж де ла Марш и Сорбонне. Вступил в конгрегацию "Оратория Христа" (ораторианцев), в 1664 стал священником. Мягкость устава этого общества позволила Мальбраншу посвящать много времени научным занятиям, и он прочитал Трактат о человеке Декарта. Книга настолько его вдохновила, что всю оставшуюся жизнь он посвятил занятиям математикой, физикой и философией. Во взглядах Мальбранша сочетаются идеи Декарта, Августина и неоплатоников. В частности, он согласен с Декартом в том, что ощущение не является репрезентацией, и предлагает учение, согласно которому существование знания предполагает другие репрезентативные идеи, своего рода суррогаты внешних объектов. Это архетипы или идеи объектов, существующие в уме Бога, так что "мы видим все вещи в Боге". Наиболее известна работа Мальбранша О разыскании истины (De la recherche de la vrit, 1674-1675; окончательный вариант с исправлениями 1712). Его самым значительным вкладом в философию является теория зрения и учение о причинности - окказионализм. С точки зрения последнего, в силу абсолютного различия материи и духа они никак не связаны друг с другом и любое кажущееся их взаимодействие является лишь параллельным изменением, обеспечиваемым божественным вмешательством в каждом конкретном случае, окказионально. Неспособность материи и духа взаимодействовать является частным случаем отсутствия взаимодействия между вещами, каждая из которых не может быть причиной, поскольку единственная причина в мире - Бог. То, что кажется естественной причиной, - не истинная, но окказиональная причина. Будучи также известным математиком, занимавшимся, в частности, исчислением бесконечно малых, Мальбранш вел обширную переписку с учеными Франции и Англии. В конце жизни вступил в энергичную полемику с Дж.Беркли и А.Арно. Умер Мальбранш в Париже 13 октября 1715. Авторитет Мальбранша был очень высок при жизни и сразу после смерти, однако в течение 18 и 19 вв. его влияние стало ослабевать. В настоящее время он считается одним из самых тонких метафизиков, предшественником Д.Юма в критике понятия причинности, Лейбница в теории предустановленной гармонии, Беркли в учении об идеях как единственном объекте восприятия и современных психологических теорий в концепции бессознательного. Среди других работ Мальбранша - Трактат о природе и благодати (Trait de la nature et de la grce, 1680); Беседы о метафизике и религии (Entretiens sur la mtaphysique et sur la religion, 1688); Размышления христианина о морали (Mditations chrtiennes morale, 1683).
ЛИТЕРАТУРА
Мальбранш Н. Разыскания истины, тт. 1-2. СПб, 1903-1906 Мальбранш Н. Беседа христианского философа с философом китайским. - В кн.: Православный собеседник. Казань, 1914